^ Наверх

АВТОВАЗ

30Августа
2012 год

Интервью президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова для ГАЗЕТА.РУ

Президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров рассказал корреспонденту Газета.ру об изменениях, которые произошли на заводе за период его управления предприятием

Президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров рассказал корреспонденту Газета.ру об изменениях, которые произошли на заводе за период его управления предприятием – 28 августа исполнилось три года с момента как он возглавляет компанию.

- Уже ровно три года, как вы возглавляете ОАО «АВТОВАЗ». Что можете выделить в вашей работе за это время?

– Удалось сформировать серьезную и эффективную команду менеджеров и всем нам вместе удалось вывести компанию из «пике». Результат нашей работы воплощен в тех новых автомобилях LADA, которые мы производим. Важно, что мы вышли из стадии «выживание» и перешли к поступательному развитию. Я считаю, что полностью выполнена антикризисная программа, реструктурирован долг, оптимизирована численность, уменьшены социальные и производственные расходы. Очень большая работа проведена по выделению непрофильных производств. В нереально короткие для ОАО «АВТОВАЗ» сроки начались продажи LADA Granta и LADA Largus, запустили новую линию В0 и ставим на производство новую LADA Kalina. Важно, что до конца года компания станет мультибрендовой - произведем первые автомобили для Nissan. И то, что сегодня мы презентовали LADA с автоматом и автомобиль с электродвигателем - EL LADA – это реальность. Я думаю, что в целом, несмотря на очень напряженную работу и тяжелое состояние, в котором находился ОАО «АВТОВАЗ» три года назад, нам удалось выйти из кризиса.

– Без сокращения сотрудников ОАО «АВТОВАЗ» это сделать не удалось бы?

– На первом этапе в начале 2009 года численность была 106 тысяч человек. На данный момент наш коллектив - менее 70 тысяч человек. И он в целом близок к оптимальному с учетом нынешнего уровня технологии.

– Понятно, что это не очень популярная мера для градообразующего предприятия.

– Оптимизация численности проходила в 2009-2010 годах. Это была одна из составных частей антикризисного плана. Важно, что при поддержке государства и акционеров мы корректно и мягко решили этот непростой вопрос. Сегодня уровень безработицы в Тольятти ниже, чем в других моногородах, наоборот, требуются высококвалифицированные и инженеры, и рабочие.

– Еще людей сокращать планируется?

– Сокращений больше не будет. Вместе с тем мы будем в дальнейшем повышать эффективность производства. Будем вводить новые трудосберегающие и энергосберегающие технологии. Это будет отражаться на снижении издержек при производстве одного автомобиля. Мы понимаем, что нам и дальше надо серьезно работать над повышением эффективности труда. Но мы добиваемся снижения себестоимости и при той же численности персонала планируем увеличить объемы производства. Если в этом году собираемся произвести около 700 тысяч автомобилей и машинокомплектов, то после 2017 года эта цифра вырастет до более миллиона автомобилей. То есть одновременно будет расти производительность труда, и этот рост будет выражаться не в снижении численности, а в увеличении объемов производства автомобилей.

– По поводу отношения обычных людей к продукции ОАО «АВТОВАЗ». Вы наверняка сталкиваетесь с тем, что люди с недоверием относятся к отечественным автомобилям. Дизайн оставим, часто возникают вопросы по поводу качества. Из обратной связи с читателями мы видим, что стереотип остался – наши машины, да, дешевые, но плохие. Скажите, вот этот стереотип как-то удается преломить?

– Действительно, есть такой стереотип. И мы в достаточно острой форме сталкивались с ним и три, и два, и полтора года назад. С этого момента на заводе многое поменялось, но этот стереотип, не секрет, остался. И его мы ломаем только одним «простым» способом – кропотливым ежедневным трудом по улучшению качества, разрабатываем новые модели, учитывая все современные требования по качеству. Люди видят: ситуация с качеством на ОАО «АВТОВАЗ» существенно улучшается. И это - объективно: качество комплектующих улучшилось, их дефектность уменьшилась в разы. Объемы гарантийного обслуживания и ремонта снизились в два раза. Кроме того, важно, что мы работаем вместе с Альянсом Renault-Nissan, вводим единые стандарты Альянса и по качеству.

– То есть рост качества происходит благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами?

– Мы очень много используем методик и знаний партнеров по Альянсу. Но главную работу должны делать мы, и мы ее делаем. В конце года на линии главного конвейера, где уже производится LADA Largus, мы начнём, как я уже говорил, производить автомобили Nissan. Значение этого события трудно переоценить, в том числе, и в смысле позитивных изменений по отношению к качеству наших автомобилей.

– Появилась информация, что за LADA Largus выстроились серьезные очереди, чуть ли не на полгода. Это действительно так и если да, то с чем это связано?

– Есть спрос и спрос неудовлетворенный, по ряду регионов он действительно составляет несколько месяцев. Это объективный процесс, потому что машина получилась интересная и очень конкурентоспособная по цене. Со стороны специалистов и дилеров идут очень хорошие отзывы. Конечно, мы довольны. Некоторые ограничения по объему продаж связаны с началом производства.

Существует период, в течение которого мы постепенно увеличиваем объемы производства до плановых, предъявляя очень жесткие требования по качеству. Когда выйдем на проектную мощность, наши покупатели смогут получить большее количество автомобилей.

– С LADA Granta есть такие проблемы?

– Да, с LADA Granta похожая ситуация. Поэтому мы торопились запустить новую линию на нашей Ижевской площадке. Не только для того, чтобы поддержать ижевский коллектив, дать людям работу, но и чтобы поддержать продажи и удовлетворить спрос на LADA Granta. В очень короткий срок, буквально за восемь месяцев, мы запустили там производство. Да и в Тольятти, я думаю, с вводом новой линии окраски будем производить больше LADA Granta.

– В этом году наблюдается падение продаж ОАО «АВТОВАЗ». Понятно, закончились госпрограмма утилизации. Скажите, тенденция падения продаж продолжится?

– Нет, не продолжится - мы изменим тренд. Правда и здесь цифры не всегда дают понимание ситуации. Конечно, мы знали, что с окончанием утилизации у нас упадут объемы продаж. Мы понимали это и учли в наших планах на 2012 год. Решили, что это самый подходящий момент для запуска новых моделей. Но при запуске новых моделей мы начинаем производить на тех же мощностях - в случае LADA Kalina, например - меньший объем автомобилей текущего модельного ряда. Важно, что сейчас мы выходим на плановый объем производства LADA Granta и LADA Largus и видим повышенный спрос на эти автомобили. И нам внушает оптимизм то, что в июле по сравнению с июнем мы продали больше автомобилей. И по августу хорошая динамика – мы впервые в этом году продали в августе автомобилей больше, чем в августе прошлого года, когда действовала госпрограмма утилизации. То есть, люди купили в августе больше автомобилей LADA, чем год назад, когда получали от государства 50 тысяч рублей, сдавая на утилизацию свою старую машину. Поэтому критический период близок к завершению, и я уверен: ОАО «АВТОВАЗ» к концу года выйдет на плановые объемы производства, и мы получим хороший результат продаж.

– А как вы оцениваете конкуренцию на нашем рынке? Например, корейские производители можно сказать наступают на пятки ОАО «АВТОВАЗ».

– Конкуренция очень серьезная, иностранные компании наращивают производство. У российского авторынка хорошие перспективы, он становится одним из самых динамично развивающихся в мировом масштабе. И во многом мы видим, что европейские производители решают те тяжелые проблемы, которые существуют сейчас в Европе, за счет, в том числе России. Нам непросто: много моделей специально делаются для российского рынка. Но здесь одно решение – быть эффективнее и повышать качество.

– Как собираетесь в таких условиях конкурировать?

– Поверьте, потенциал у ОАО «АВТОВАЗ» очень серьезный. Всё реально при правильной работе менеджеров, при верном стратегическом видении, при хорошем взаимодействии с партнерами, высоких требованиях по качеству, коротких сроках запуска новых моделей и быстром обновлении модельного ряда. Многое уже сделано, но расслабляться, разумеется, рано.

– Мы видим первые плоды нового дизайнера ОАО «АВТОВАЗ» Стива Маттина – концепт LADA XRAY. Он сильно отличается от всего того, что раньше делал завод. Скажите, это действительно будущее лицо LADA?

– Как говорит сам Стив, это ДНК всех будущих моделей LADA. Да, это новый тренд стиля наших автомобилей.

– Скажите, когда первые модели появятся?

– После 2015 года.

– В конце июля ОАО «АВТОВАЗ» официально представил версию LADA Granta с автоматической трансмиссией. Каковы перспективы данной модели, какой процент от общего количества автомобилей компании займут версии с АКПП? Какие еще модели LADA планируется выпускать с автоматом?

- Мы видим, что спрос есть. В этом году немного произведем - около 10000, а в дальнейшем планируем более, чем на 20% от всего объема LADA Granta и новой LADA Kalina ставить АКПП. На LADA Largus и LADA Priora пока не планируем АКПП, это связано с технологией адаптации коробки.

– 60 млрд рублей кредитных денег ОАО «АВТОВАЗ» планирует потратить на новые проекты и модернизацию производства. На что конкретно будут направлены эти инвестиции?

- Часть инвестиций уже реализована: мы ввели в эксплуатацию производственную линию В0, это «завод в заводе», ее проектная мощность более 350 тыс автомобилей. Будем здесь производить автомобили под тремя брендами - LADA, Renault и Nissan. Новая LADA Kalina, EL LADA, адаптация автоматической коробки передач, дальнейшая модернизация производства. Все это требует инвестиций. И немалых. Продолжаем работать над собственной платформой LADA B, на ней в дальнейшем будем делать машины В и С классов. Могу сказать: наши инженеры сегодня головы поднять не могут - такое количество новых проектов. И главное - все это реальные проекты, которые, уверен, станут реальными машинами.

– Вы возобновляете производство электромобилей – с конвейера сойдут модели EL LADA. Каковы перспективы электрокаров, учитывая, что стоимость его составит около одного миллиона рублей?

- Альтернатива бензиновым автомобилям необходима. Каждый крупный автопроизводитель многое делает в этом направлении. ОАО «АВТОВАЗ» – не исключение. Будут электрокары, появится и инфраструктура. Посмотрим, но потенциал есть. И мы готовы к новым вызовам. А что касается стоимости, при всей ее величине, EL LADA более чем конкурентоспособна – ее ближайший «одноклассник» на 600 тыс. руб. дороже. То есть – более, чем в 1,5 раза. Все новые проекты мы делаем, прежде всего, просчитывая их эффективность для компании.

Поделитьcя в: