^ Наверх

АВТОВАЗ

22Февраля
2013 год

Президент ОАО «АВТОВАЗ» рассказал о будущем российского автопрома

22 февраля на вопросы читателей издания «Аргументы и факты» ответил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров

22 февраля на вопросы читателей издания «Аргументы и факты» ответил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров.

Самый распространенный вопрос, прозвучавший в Ваш адрес – на какой машине Вы ездите и как относились к отечественному автопрому до вступления в должность президента ОАО «АВТОВАЗ»?

- Сейчас я езжу на LADA Priora. Первой моей машиной был автомобиль LADA 2107 и для меня это было очень серьезным жизненным событием. Думаю, что и на большинство россиян отечественный автопром оказал значительное влияние, особенно ОАО «АВТОВАЗ». У наших родителей и родственников преимущественно были автомобили LADA. К сожалению, за последние 20 лет значение марки LADA утратилось. Сейчас мы прикладываем все усилия для того, чтобы имидж и авторитет отечественного автопрома поднялся.

Вы уже более трех лет на посту президента ОАО «АВТОВАЗ». С какими чувствами, с какими мыслями Вы вступили в эту должность? Сегодня мы уже по-другому воспринимаем отечественный автопром, но когда Вы возглавили завод, ситуация была совсем другая.

- Приятно слышать, что мнение об ОАО «АВТОВАЗ» серьезно изменилось. Но еще пару лет назад было другое ощущение и другая обстановка. Это можно проследить по прессе, по мнению государственных деятелей и чиновников, которое было не на нашей стороне. Ситуация была тяжелейшая: около 120 тысяч автомобилей на складе - многомесячные запасы, которые нужно было распродать, наступивший кризис, в начале 2009 года численность работающих составляла 105 тысяч человек. Два месяца, в январе и августе, завод стоял, выплачивая 2/3 заработной платы рабочим. Оплата простоев составляла сумму около 8 миллиардов. Также у завода образовалась колоссальная задолженность, только по процентам мы заплатили около 8 миллиардов в 2009 году. Это было состояние, которое обычно называют несовместимым с жизнью. Нам было очень важно быстро принять острые и не совсем простые, с точки зрения социальной и политической ответственности, меры.

Мы благодарны за то, что правительство и акционеры пошли навстречу заводу в это нелегкое время. У нас получилось реализовать государственную программу. Сейчас мы производим практически такие же объемы продукции, в компании работает около 68 тысяч человек. Мы реструктурировали долг и вывели непрофильные активы, оптимизировали численность сотрудников. При этом люди не были уволены в «никуда»: либо ушли на пенсию, либо на созданные дочерние предприятия.

Этот непростой период стал важным стартовым отрезком, благодаря которому дальше можно было модернизировать производство и обновлять модельный ряд. Те, кто посещал ОАО «АВТОВАЗ» в то время отмечают, что изменилась атмосфера и настрой людей, появилось больше позитива, веры в то, что ОАО «АВТОВАЗ» будет дальше развиваться и добьется хороших результатов.

У ОАО «АВТОВАЗ» есть государственный долг в размере 44 миллиарда, еще 60 миллиардов взяты у Внешэкономбанка. На какие цели будут потрачены эти деньги?

- В отношении 60 миллиардов - мы не брали кредита у Внешторгбанка. У нас есть договоренность об инвестировании программы развития предприятия. Это серьезная и важная для завода программа, которую утвердили акционеры. ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший завод не только России, но уже и на уровне Альянса Renault-Nissan - других таких заводов в мире нет. На модернизацию и обновление модельного ряда нужно 158 миллиардов рублей. Большую часть суммы ОАО «АВТОВАЗ» заработает сам, в ближайшие 5-6 лет понадобится 60 миллиардов заемных средств. Деньги планируется взять во Внешторгбанке. Однако произойдет это только при положительном рассмотрении всех инвестиционных проектов, когда завод докажет, что проекты окупаемы, что расходование средств будет производиться эффективно и будет достигнут результат.

О долге в 44 миллиарда. В 2009 году у нас было 75 миллиардов долга. Часть этого долга мы вернули акционерам, рассчитались непрофильными активами, непрофильными производствами, часть долга акционеры перевели в уставный капитал, а часть реструктурировали до 2032 года. Безусловно, и этот долг мы вернем, в бизнес-плане есть источники и понятно, как мы будем этим заниматься.

Как ОАО «АВТОВАЗ» борется за покупателя в условиях, когда зарубежные компании стараются вести все более лояльную ценовую политику?

- Мы видим, что конкуренты идут в наш сегмент. Они понимают, что большинство россиян может выделить до полумиллиона рублей на покупку нового автомобиля. Все ведущие мировые производители специально для России запускают новые модели, близкие к сегменту ОАО «АВТОВАЗ». Мы испытываем серьезное конкурентное давление, в том числе и со стороны партнеров по Альянсу - по тем автомобилям, которые будут производиться на нашем заводе.

В связи с этим, наши задачи достаточно простые – помимо привлекательного дизайна и обновления имиджа автомобилей LADA, которые мы сейчас делаем с нашим новым главным дизайнером, нам нужно очень серьезное внимание уделить эффективности и качеству, то есть работать над снижением себестоимости, одновременно существенно повышая качество автомобиля. Мы уже видим результаты этой работы: количество дефектов и претензий от покупателей за последний год снизилось в 3 раза. Очень серьезная работа ведется с поставщиками. Не секрет, что большая часть дефектов, которые мы видим в автомобилях, создается нашими поставщиками и производителями, хотя, конечно, за конечный продукт отвечаем мы. За последние 3 года количество дефектов у наших комплектаторов мы снизили почти в 10 раз.

Еще одна задача – удержать рост цен на автомобили ниже темпов роста инфляции. Если уровень инфляции в 2012 году в целом по стране был 6,6%, то удорожание автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» составило 6%. Чудес не бывает, мы не можем, имея достаточно высокий уровень инфляции, одновременно снижать цены на автомобили, когда комплектующие и сырье обходятся нам все дороже.

Планируется ли обновление модельного ряда?

- Мы серьезно работаем над расширением нашей продуктовой линейки. Планируется обновление модельного ряда к автомобилям LADA Granta и LADA Largus. К лету мы начнем продажи новой LADA Kalina в двух кузовах: хетчбэк и универсал. Дальше обновим LADA Priora - сделаем фейслифт во второй половине года. Вслед за этим мы собираемся выпустить новый автомобиль, на новой платформе, над которым сейчас активно работает наш новый дизайнер Стив Матин, «LADA-B». Он много возьмет от того концепта LADA ХRAY, который занял первое место среди концептов на Московском международном автосалоне. Надеюсь, что дизайн понравится. Мы уже утвердили экстерьер и интерьер данного автомобиля и работаем с поставщиками. В 2014 году мы запустим в Ижевске LADA Granta хэтчбэк.

Мы также рассматриваем возможность модернизации LADA 4x4. Это автомобиль, который даже в кризисное время был самым востребованным, на него всегда был спрос. Мы проводим модернизацию автомобиля и отдельных его узлов. Серьезная модернизация будет в 2016-2017 году.

Мы работаем и по разным направлениям: по автомобилям на природном газе и электромобилям. Также ведутся работы по гибридам. Как вы знаете, у нас всё более серьезную роль играет Альянс Renault-Nissan, мы собираемся многие разработки объединять, это даст нам серьезный импульс. Одно из серьезных направлений развития – это электромобиль, который в Ставрополье уже ездит как такси. Надеюсь, что он хорошо себя покажет в эксплуатации и мы продолжим работу в этом направлении.

Поделитьcя в: